Михаил Иванович Коростин,
главный врач Липецкого областного
наркологического диспансера,
главный нарколог области,
заслуженный врач РФ,
председатель Липецкого Общества
православных врачей
(г. Липецк, Россия)


УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ

Примечание: Доклад прочитала врач психиатр-нарколог Липецкого областного наркологического диспансера Клеймёнова Галина Петровна.

Управление здравоохранения Липецкой области заключило соглашение с Липецкой митрополией Русской Православной Церкви по взаимодействию в проведении профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

В части, касающейся наркологической службы, вопросы взаимодействия с медицинскими структурами со стороны Липецкой митрополии РПЦ плодотворно осуществляет настоятель прихода преподобного Сергея Радонежского протоиерей Сергей Косых. Отец Сергий — постоянный участник всех пресс-конференций для областных СМИ по вопросам профилактики пьянства и алкоголизма, наркомании и табакокурения. Он организовал в своем приходе наркологический консультативный пункт. Помимо душеспасительных бесед, нуждающихся прихожан консультирует профессиональный клинический психолог Т.А. Никуличева. В стационарном отделении для больных наркологического профиля (отд. № 2) с элементами медицинской, психологической и духовной реабилитации открыта и функционирует молитвенная комната. Встречи с пациентами осуществляют священники отец Сергий Косых и отец Евгений. В этом отделении регулярно организуются паломнические поездки в храмы и монастыри г. Задонска.

В г. Чаплыгине благочинный отец Стахий Солодков создал группу трезвости, которая регулярно пополняется новыми участниками. Помимо этого активная деятельность по протрезвлению прихожан осуществляется в г. Ельце, в Тербунском, Усманском, Задонском и Липецком районах. Повышается активность настоятелей храмов и монастырей в реализации проектов по данному направлению деятельности во всех церковных округах Липецкой митрополии.

На сегодняшний день весьма актуальной становится проблема привлечения к активной работе медицинских работников и священнослужителей. Им будут необходимы специальные знания и навыки: «Нужно понимать, что делаешь. Особенно, когда делаешь это для другого и стремишься быть в этом соработником Бога. Важно понимать известный принцип «Не навреди!».

Тем, кто помогает больным, нужно владеть информацией:

  1. Основы церковной жизни (Закон Божий, основы православной антропологии и др.).
  2. Знание закономерностей человеческого поведения и психики.
  3. Знание признаков и симптомов злоупотреблений наркотиками, воздействия на организм этих веществ, их фармакологических особенностей.
  4. Знание медицинских, физиологических, психологических симптомов химической зависимости.
  5. Знание различных методов и целей консультирования.
  6. Понимание принципов непрерывности и комплексности лечебного подхода.
  7. Знание основ государственного и местного законодательств, а также административных правил и установлений (указов, распоряжений администрации и т.д.), относящихся к проблеме.
  8. Знание местной системы наркологической помощи.

Невозможно досконально знать все перечисленное — к этому можно лишь стремиться. Не каждому практику дано обладать энциклопедическими знаниями и феноменальной памятью. Но возрастание знаний совершается постепенно. Кроме того, разный статус, разный круг обязанностей помогающего требует разной квалификации, разного объема знаний. Как в медицине: есть медсестры, есть фельдшеры и есть врачи.

Но все же некоторые пункты из этого списка помогающий должен усвоить раз и навсегда — например, пункты 3 и 4. В отношении же некоторой информации достаточно понимать, в каких пособиях и справочниках ее можно найти. Некоторые вопросы однозначно требуют привлечения к процессу помощи квалифицированных специалистов и постоянного взаимодействия с ними.

Навыки помогающего. Помимо знаний, помогающему необходимо владеть и некоторыми навыками. Что есть навык и чем он отличается от знаний? Навык — это умение, выработанное упражнениями, привычкой. Через навыки мы применяем наши знания в практической деятельности. Помогающий формирует навыки, повторяя раз за разом нужные в процессе общения тактические приемы. Мы перечислим самые, на наш взгляд, важные из них.

Внимательность. Выше мы писали о внимательности как об умении находиться здесь и сейчас, что позволяет переживать встречу в полноте. Внимательность позволяет помогающему использовать особое отношение - эмпатию, которая позволяет «побыть в ботинках другого человека», т.е. стать сопричастным ему, чтобы понять его мысли, чувства, настроение, поведение. При этом помогающему необходимо уметь установить визуальный контакт, быть естественным, умеренным в речи и жестах.

Но внимательность нужна не только для эмпатии, но и для того, чтобы отслеживать свою позицию. Отстраненность от личностного отношения нужна «ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации».

Нужно признать, что выработка этого навыка, совмещение двух видов внимания — задача непростая. При этом внимательность должна быть наполнена теплотой, уважением и искренностью.

Коммуникационные навыки. Это, прежде всего, такие навыки общения: слушание, отклик и ведение процесса общения.

Ассертивность. Ассертивностью называют способность человека уверенно следовать своим убеждениям и ценностям, не завися от чужого мнения.

Основой ассертивности является самоуважение и уважение к другим. Если они есть и при этом помогающий компетентен, то в диалоге он сможет проявить необходимую твердость, а в сложных ситуациях — здоровую уверенность. Ассертивность складывается из честности, открытости и прямоты в диалоге. Это качество помогает выразить свои мысли или чувства относительно чего-либо, не расстраивая при этом собеседника. Навык ассертивности помогает объяснить воспитаннику суть новых правил, создать мотивацию для их соблюдения, проконтролировать их выполнение, отреагировать на их нарушение и отстоять их необходимость, но при этом не утратить доверительности и тепла в отношениях.

Другими словами, правда без любви — жестокость, а любовь без правды – прекраснодушие и потакательство. Ассертивность предполагает умение находиться посередине этих крайностей.

Обучение. Обучение включает в себя информирование, формирование знаний и навыков и мотивирование. Важность того или иного навыка зависит от этапа помощи.

Умение предоставлять информацию обычно полезно на этапе первичного контакта, знакомства. На этом этапе можно давать и конкретные рекомендации. Искусность здесь состоит в том, чтобы предоставлять информацию лаконично, понятно, последовательно, без отвлечения на посторонние темы.

Убежденность в том, что для выздоровления от зависимости достаточно одного воцерковления. Основной недостаток такого подхода заключается в непонимании как природы человека, так и природы наркозависимости. В целом этот подход не соответствует официальному отношению Церкви к проблеме наркозависимости, выраженному как в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь», так и в концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых»: «…наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того, чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуются, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей».

К сожалению, непонимание специфики проблемы зачастую связано с нежеланием ее изучать.