"Воскресение Твое, Христе Спасе..."
Через несколько дней, 4 апреля, — Пасха, Светлое Вокресение Христово. Сейчас идет Страстная неделя.
Когда в Пасхальную ночь, на торжественной службе, звучит первое поздравление «Христос Воскресе!», собравшиеся в храме с непередаваемой никакими словами радостью отвечают: «Воистину Воскресе!» И так много раз. В больших храмах священники, повторяющие «Христос Воскресе!», сменяют друг друга, и поздравление звучит по-разному: высоко или низко, быстро или чуть замедленно, весело или чуть строже… А глаза прихожан светлеют, люди улыбаются. Всё. Свершилось.
«Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?», — это слова — из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла (1 Кор. 15; 55).
Вот он, наш главный православный праздник. Рождество Христово — да, конечно. Но для православного человека самое важное — Воскресение Господа нашего, Спасителя. Через свою смерть и Воскресение он спас и продолжает спасать всех нас.
«Смерть! где твое жало?»
— Смерти нет, — говорит отец Сергий Косых, настоятель нашего прихода храма преподобного Сергия Радонежского (поясню тем, кто не знает: храм строится рядом с Техническим университетом, а службы идут пока в маленьком храме святой мученицы Татианы). — Православный человек, прощаясь с умершим, оплакивая завершение его земного пути, точно знает, что не могилой всё кончается. Он знает, что каждому из нас уготована жизнь вечная, на небесах. И в Пасхальные дни мы радуемся за Спасителя нашего, поздравляем и близких, и незнакомых нам людей: «Христос Воскресе!» Откликающиеся на это приветствие, вкладывают в священные для нас, православных людей, слова самые добрые пожелания тому, кому они их говорят.
…Австрийский поэт и переводчик Райнер Мария Рильке, которому, кстати, принадлежат слова о том, что все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом, в 1899 году совершил поездку в Россию. В Москву он приехал в Великий Четверг. Воскресение Христово праздновал в Кремле. Вот как он писал об этом: «Пасха была у меня один-единственный раз. Это случилось в ту долгую, необычную, необыкновенную, волнующую ночь, когда вокруг теснились толпы народа, а Иван Великий ударял меня в темноте удар за ударом. То была моя Пасха, и я верю, что мне ее хватит на всю жизнь; весть в ту московскую ночь была дана мне странно большой, она была дана мне прямо в кровь и в сердце».
Какое воспоминание! Какое признание!
В ночь Пасхального богослужения читается Евангелие от Иоанна, глава 1, с 1-го до 17-го стиха включительно.
И музыка. Она звучит в храмах, это православная музыка. А есть произведения, для нас ставшие светскими, но рассказывающие о Пасхальных событиях и о событиях, предшествующих Пасхе. Для меня одно из любимых таких произведений — до-диез минорная фуга из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. О чем эта фуга? Вот, в Великую Пятницу, Господа ведут на гору Голгофу, где Он будет распят и будет умирать в страшных мучениях, а сейчас несет на себе крест и, обессиленный, роняет его. Стражники же, «захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» (Лк. 23; 26). Этот человек понес крест Спасителя. Для нас урок жизни — понести за другого его крест, если тому совсем плохо. Голгофа. Распятие. Оплакивание. Христа оплакивал его самый молодой ученик Иоанн Богослов, написавший Евангелие, и женщины, которых назовут женами-мироносицами, — его великая Мать — Богородица, Мария Магдалина, по другим данным еще несколько женщин. Финал фуги — Вознесение Господне. Такой праздник есть в нашем церковном календаре, и в этом году он — 13 мая.
До Пасхи осталось несколько дней. Пройдем же мысленно эти дни вместе со Христом. Это трудно. Скорбные дни, и вся неделя до Великой Субботы называется Страстной неделей. Вечер Великого Четверга — это Тайная Вечеря, когда Господь, «взяв хлеб и благодарив, преломил его и подал им (ученикам — Т. А), говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается, сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22; 19—20). Первое на свете причастие!
Иван Сергеевич Шмелев — русский писатель, написавший свою, наверное, самую известную повесть «Лето Господне» в эмиграции. Отпущенные ему годы на чужбине он прожил, охваченный воспоминаниями о московском детстве в семье просвещенного купца. Семья большая, православная. Так вот, одно из самых его дорогих воспоминаний — как отец ходит по дому, оправляет лампадки. «Это он всегда сам: другие так не умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает вполголоса: «Воскресение Твое, Христе Спасе… Ангели поют на небеси…» И я хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать… Смотрю на сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым, афонским, маслом».
Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.
Отец Сергий возглавляет крестный ход в Пасхальную ночь. Это в прошлом году было.
Фото Галины Григорьевой.
Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2010. — № 7. —С. 11 - 12.