Колокол

В Липецке прошел XVIII Международный кинофорум «Золотой Витязь».

…Молодые муж и жена. Он гончар, лепит свисточки, дудочки, да целые глиняные духовые инструменты, какие, должно, были в древности! Делает их и из толстых стеблей зонтичных растений. С красивыми звуками, извлекаемыми из этих инструментов, перекликается иногда плач младенца. С младенцем — молодая мама, художница. Малыш затихает. А вот они вместе, молодые родители, купают в тазике ребеночка. И снова: он — с глиной, она — с большой папкой ватманских листов для рисования. В саду. Старый дом. Солнечные блики. Старые деревья. Сквозь них — солнечное кружево. Растет малыш. Работают родители.

Этот фильм белорусского режиссера Галины Адамович «Счастье» идет всего 20 минут. Действительно счастье, посланное далеко вперед, — искусство обоих и новая жизнь, их младенчик. В фильме нет никакого специально написанного текста — только звуки природы, звуки вылепливаемых музыкальных инструментов, реплики, которыми обмениваются молодые супруги, плач малыша, плеск воды.

…Известно, что конец мая, время «Золотого Витязя», — для студентов не самое свободное время. Сессия, защита дипломов. И все-таки, может, кто-то вырвался из суматохи конца учебного года, чтобы побывать на просмотрах, которые проходили в киноконцертном зале «Октябрь», в Большом и Малом залах Областного Дворца культуры, в Концертном зале Училища искусств имени Константина Николаевича Игумнова и в Кукольном театре (в программе кинофорума были детские фильмы, мультфильмы, которые теперь принято называть анимационными) — около 300 фильмов.

В дни форума часто можно было слышать о Николае Петровиче Бурляеве, видеть его. Кто он такой? Думаю, тот, кто не смотрел фильмов Андрея Арсеньевича Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев», но заглянет на сайт «Золотого Витязя» (www.zolotoyvityaz.ru), получит информацию достоверную, однако более официальную, что ли. Надо знать, что в «Ивановом детстве», первом полнометражном фильме великого режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, поставленном по рассказу Владимира Осиповича Богомолова «Иван», снялся в 1962 году в роли мальчика-разведчика юный Николай Бурляев, и в новелле «Колокол» (фильм «Андрей Рублев», 1966 год) Бурляев, уже подросший, — в роли Бориски, литейщика колокола. Впрочем, чуть раньше «Иванова детства» была кинолента «Мальчик и голубь». С этого началась жизнь Бурляева в кинематографе, да какая! Колокол… В колокол в церковном подвале играет мальчик-разведчик. Словно предвидение того «Колокола» в «Андрее Рублеве».

Девиз кинофорума, организатором и президентом которого является народный артист России Николай Петрович Бурляев: «За христианские нравственные идеалы, за возвышение души человека». Вот как рассказывает он сам о 1992-м годе, когда начал с группой единомышленников этот кинофорум: «Шестой год "перестройки и демократизации"… Читаешь сводную киноафишу, и там — "разгул демократии", от одних названий оторопь берет: "Коррупция", "Месть", "Поджигатели", "Бабник", "Охота на сутенера", "Бомж", "Клещ", "Саранча", "Шкура", "Дрянь", "Фуфло", "Псы", "Шакалы", "Живодер", "Метастазы", "Чокнутые"… Свято место пусто не бывает, на кинорынок пришел грязный торгаш».

Очень трудно было поднять «Золотой Витязь». И деньги — проблема. И вообще доверие к новому делу. И когда решили провести второй фестиваль в два этапа, сам выгружал на пограничной станции Чоп яуфы в 300 килограммов с фильмами — дальше предстоял путь в Югославию.

Много было «камней в огород»: твердили (да ведь и сейчас твердят!), что идея такого кинофорума примитивна, мол, собирать фильмы славянских стран, фильмы православные — просто смешно, наивно перед лицом признанных в мире кинофестивалей!

А всё это опровергается даже одной только афишей XVIII кинофорума, прошедшего в Липецке. Пожалуй, таким мощным «Витязь» еще не был. Приветствия президента Российской Федерации Д. А. Медведева, Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, других уважаемых лиц. Почетными попечителями кинофорума стали Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и режиссер Никита Сергеевич Михалков.

Еще до начала просмотров в Большом зале Липецкой областной администрации состоялся «круглый стол» «Российский кинематограф сегодня и завтра», где прошел такой серьезный, такой острый разговор о современном кино, о России, что, кажется, даже ради одного этого стоило собраться в Липецке.

Вот лишь один фрагмент из выступления председателя Союза кинематографистов Российской Федерации Никиты Сергеевича Михалкова:

— Посмотрите, как начинает концентрироваться и сосредоточиваться взгляд пусть немногих, но он начинает сосредоточиваться. И мы начинаем понимать, что «оттянись со свистом», «отдохни», что вся сникерсная история нашей жизни и наш интеллектуальный «Макдональдс», который стал для нас определенным вектором жизни, начинает постепенно задаваться вопросом: а кто скажет народу: «Работай!»?! А кто скажет людям: «Не бывает пустых денег!»?! Легкие деньги плохо тратятся. Надо их зарабатывать! А кто скажет людям: «Ставь свою подпись под тем, что ты делаешь! Отвечай, за то, что ты делаешь!»?! А многие ли из тех, кто делает ту продукцию, о которой я говорил, хотят, чтобы их дети существовали по этим законам, по которым нам сегодня предлагает существовать телевидение? Глянец в жизни — это единственная надежда. Выскочить на поверхность за счет «Фабрики грез», или «Фабрики звезд», или за счет «Евровидения», или за счет успешности визуальной внешне, на этом гребне удачи?! Удача важна. И это азарт. Но за этим должен стоять труд. За этим должна быть система. За этим должен быть иммунитет. Национальный иммунитет.

Полная стенограмма разговора хранится на сайте «Золотого Витязя». Это стоит прочесть. Это звучит, как колокол.

Гран-при XVIII кинофорума «Золотой Витязь» присужден фильму Владимира Владимировича Бортко «Тарас Бульба». В рамках форума прошло несколько ретроспективных показов, в том числе польского режиссера Кшиштофа Занусси. Так что, выдающегося украинского актера Богдана Ступку мы могли видеть и в роли Тараса Бульбы (диплом за лучшую мужскую роль), и в роли совершенно современной — владельца сети супермаркетов (фильм Занусси «Сердце на ладони»). С одной стороны — экранизация великого Николая Васильевича Гоголя, чьей 200-й годовщине и был посвящен XVIII «Золотой Витязь» а, с другой, — грустная комедия-притча о нравах нынешнего польского богатея, который, кажется, ничем и не отличается от наших.

Мне в первый же день кинофорума — подарок. Приобрела лицензионный диск с фильмом «Лермонтов», который снял по собственному сценарию Николай Бурляев и где сам же сыграл заглавную роль. Этот фильм 1986 года вообще заслуживает отдельного разговора, который невозможен всего лишь на одной странице «Политехника». Кстати, фильм можно было посмотреть на форуме в Липецке. Редкая возможность. Ведь «Лермонтова» в свое время фактически не выпустили на экран. Бурляев испытал страшные гонения (Фрагмент обсуждения на секретариате Союза кинематографистов СССР: «Религиозные мотивы в творчестве Лермонтова сильны, но нельзя же это преподносить нашему зрителю таким образом»). В тот год фильм приняла, среди других, мурманская молодежная газета, в которой и мне довелось работать. Николай Петрович тогда пришел в редакцию и долго рассказывал, как складывалась его версия короткой жизни русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. А дальше наступили иные времена, теперь уже не до «Лермонтова». Кажется, лишь однажды его показал телеканал «Культура». Фильм «Лермонтов» — это целых 6 лет жизни Бурляева.

Кинофорум открылся 23-го мая, а 24-го праздновался День славянской письменности и культуры, по православному календарю — День святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. В Христо-Рождественский кафедральный собор Липецка пришли все участники «Золотого Витязя». Молебен. Епископ Липецкий и Елецкий, преосвященнейший Никон, наградил Николая Петровича Бурляева медалью в честь 225-летия со дня преставления святителя Тихона Задонского. Потом был крестный ход до Нижнего парка, до часовни Петра и Павла.

…У «Золотого Витязя» нет определенного места проведения. Следующий кинофорум пройдет в Москве. Там будет звучать колокол, призывающий нас к духовности. И, кстати, на самом первом форуме, в 1992 году, главный приз получили Ренита Андреевна и Юрий Валентинович Григорьевы за чудесный фильм «Мальчики», снятый по 10-й главе «Братьев Карамазовых» Федора Михайловича Достоевского. Кинолента-то снималась в Ельце!

А студентам желаю добрых каникул, выпускникам же Технического университета — успешного трудоустройства, абитуриентам — благополучного поступления. И загляните на сайт «Золотого Витязя». И не обходите стороной наш маленький храм святой мученицы Татианы, покровительницы православного студенчества. И подойдите к краю котлована рядом — посмотрите на фундамент строящегося храма преподобного Сергия Радонежского, помолитесь святому.


Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.


Н. П. Бурляев в роли М. Ю. Лермонтова

Н. П. Бурляев в роли М. Ю. Лермонтова (фильм «Лермонтов»).

«Политехник», газета Липецкого государственного технического университета. — 2009. — № 11 (924). — С. 15..