Обещание у сверкающей елки

Вот и опять Новый год настает. Но не забудем о Рождестве Христовом.

Пусть зазвучит Andante maestozo из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Andante — медленно, maestozo — величественно. Музыкальный термин, состоящий из итальянских слов. Итальянский ведь — язык музыковедов и музыкантов. Даже не зная особенно классической музыки, Вы без труда найдете этот фрагмент из «Щелкунчика» в Интернете. И вот мы его слышим! На сцене — Рождественская елка! Музыка красоты изумительной — почти венчание, так «прочитал» это великий балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Его версию «Щелкунчика» — рождественской сказки — и танцуют до сих пор в Большом театре России.

Под такую музыку хорошо думать о самом важном, о достойном. Вот пусть и выстраивается у каждого из нас православный год: от Рождества — к Великому посту, потом — к Пасхе…

Для нас, людей, живущих в миру, это иногда связано с удивительными чувствами, которые человек переживает, созерцая красоту природы или красоту творений великих художников. В их сердцах была вера, их вдохновенные произведения затрагивают душу. Через все это мы встречаемся с Богом, потому что за подлинным творчеством — всегда Бог; и мы, вслед за художником, испытываем внутреннее преображение.

…Посмотрела — оказывается, нашей православной рубрике в газете «Политехник» ровно двенадцать лет.

Те, кто тогда учился в Техническом университете, давно уже взрослые, работают. И я подумала: стоит повторить тогдашнюю, самую первую статью — пусть ее прочитают новые студенты. Она и новогодняя, и рождественская.

Вот.

…Эта история поразила меня, тогда еще студентку. Я прочитала о ней в книге Даниила Гранина «Эта странная жизнь».

Представьте, в 1916-м году молодой человек (а, может, и не такой уж молодой — 26 лет) встречал Новый год. Служил он в Химическом комитете. Новый год тогда (да и сейчас тоже) — повод дать себе обещание: с чем-то покончить, а что-то начать.

…Поднимая бокал, этот человек дал себе, на первый взгляд, странный обет: с 1 января вести учет времени своей жизни. На что потрачено время? Сколько работы? Отдыха? Есть ли потерянное время? Как планировать год? Годы?

Он выполнил свое обещание. Ни 1937-й год, ни Великая Отечественная война — ничто не прервало этого, на первый взгляд, странного хронометража времени. Но биолог, ученый Александр Александрович Любищев (а речь именно о нем) успел за свою жизнь столько, что многие справедливо считали и считают его далеко не только биологом, но, например, и историком. Его наследие огромно. Он владел многими языками. У него учатся до сих пор (по его трудам, конечно).

Любищев грустным и скучным человеком не был. Надеюсь, вы и не подумаете, что я призываю встречать Новый год скучно и грустно. Нет, конечно. Но ценить время жизни, саму жизнь…

Коли уж мы с вами встретились на православной странице «Политехника», так вот что писал святитель Иоанн Златоуст о том, как по-христиански встретить Новый год: «Если ты хочешь получить пользу от Нового года, возблагодари своего Владыку за то, что Он ввел тебя в сие кругообращение лет; сокрушись сердцем, исчисли время жизни и скажи сам себе: дни бегут и уходят, оканчиваются годы.., а что сделали мы доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели?»

Я спросила отца Сергия Косых, настоятеля прихода храма преподобного Сергия Радонежского, который строится рядом с Техническим университетом, о встрече Нового года. Он сказал: пусть в этот праздник земное не закроет небесное, а тленное — вечность.

Спасибо за эти слова.

И есть то, что меня, православного человека, смущает в наш Новый год. Многие опять встретят его с очередным животным: по китайскому календарю – крыса, по японскому – мышь. Но ведь 2008 год по лунному календарю начинается с 7-го февраля (это зависит от фаз луны)! Так при чем тут наше 31-е декабря?

Знаете, я точно помню, когда в СССР возник этот обычай — в 70-е годы, как принято говорить, застойные. И многие церкви закрыты. А людям хотелось какого-то покровительства свыше. Знака Нового года. Тогда-то у нас и появились все эти животные. Сейчас создана целая индустрия по производству сувениров и пр. Стоит ли в этом участвовать?

…Среди боя курантов, звона бокалов, сияющих елочных украшений не забудем мысленно сказать: слава Тебе, Господи, что прожит еще один год, и перед лицем Его дать обещание Ему и себе на год Новый. Каждый — свое. Вот и знак Нового года. Настоящий.

А 7 января — Рождество Христово. Среди экзаменов, волнений зимней сессии пусть православные студенты не забудут прийти в храм. Там к празднику тоже наряжается елка. Там украшенный вертеп: ясли с Богомладенцем Христом, а рядом с Ним — теленок, овечки. И свечи горят.

И вот какие стихи липецкого журналиста Исаака Моисеевича Розенфельда. Они тоже были опубликованы в «Политехнике», Давно. Здесь и про крыс тоже…

Взгляд 

За железной и надежной дверью
Безнадежность тихо жжет ночник,
Спит устало серое безверье —
Верою будить его начни.

Позабудь подушки под щекой ты
И оставь расчеты — что почем.
Отодвинь тяжелые щеколды,
Выйди в темень ночи со свечой.

И пускай наступит час мерзавцев,
Час полночный жадных, черных крыс.
К ним в подполье не спеши спускаться
И к застолью их не торопись.

Ты не рвись ни в палачи, ни в судьи,
Но живи, казнясь, а не казня,
И не нам за смертный смех иудин
Щедро плату посулит казна.

Не кляни несовершенство мира,
Не кричи, что все одна тщета.
А когда на трон воссядет Ирод,
Спрячь без страха мальчика Христа.

За железной и надежной дверью
Погаси тускнеющий ночник.
И свечу затепли. И в безверье
Верою себя будить начни...

	


Рисунок Елены Безрядиной

Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода
храма преподобного
Сергия Радонежского

Газета «Политехник» Липецкого государственного технического университета. — 2019. — № 10. — С. 22 - 23