Обещание у сверкающей елки
…Эта история поразила меня, тогда еще студентку. Я прочитала о ней в книге Даниила Гранина «Эта странная жизнь».
Представьте, в 1916-м году молодой человек (а, может, и не такой уж молодой – 26 лет) встречал Новый год. Служил он в Химическом комитете. Новый год тогда (да и сейчас тоже) – повод дать себе обещание: с чем-то покончить, а что-то начать.
…Поднимая бокал, этот человек дал себе, на первый взгляд, странный обет: с 1 января вести учет времени своей жизни. На что потрачено время? Сколько работы? Отдыха? Есть ли потерянное время? Как планировать год? Годы?
Он выполнил свое обещание. Ни 1937-й год, ни Великая Отечественная война – ничто не прервало этого, на первый взгляд, странного хронометража. Но биолог, ученый Александр Александрович Любищев (а речь именно о нем) успел за свою жизнь столько, что многие справедливо считали и считают его далеко не только биологом, но, например, и историком. Его наследие огромно. Он владел многими языками. У него учатся до сих пор (по его трудам, конечно).
Любищев грустным и скучным человеком не был. Надеюсь, вы и не подумаете, что я призываю встречать Новый год скучно и грустно. Нет, конечно. Но ценить время жизни, саму жизнь…
Коли уж мы с вами встретились на православной странице «Политехника», так вот что писал святитель Иоанн Златоуст о том, как по-христиански встретить Новый год: «Если ты хочешь получить пользу от Нового года, возблагодари своего Владыку за то, что Он ввел тебя в сие кругообращение лет; сокрушись сердцем, исчисли время жизни и скажи сам себе: дни бегут и уходят, оканчиваются годы.., а что сделали мы доброго? Неужели пойдем отсюда без всего, без всякой добродетели?»
Я спросила отца Сергия Косых, настоятеля прихода храма преподобного Сергия Радонежского, который строится рядом с Техническим университетом (а в маленьком храме мученицы Татианы уже третий год ведется служба), о встрече Нового года. Он сказал: пусть в этот праздник земное не закроет небесное, а тленное – вечность.
Спасибо за эти слова.
И есть то, что меня, православного человека, смущает в наш Новый год. Многие опять встретят его с очередным животным: по китайскому календарю – крыса, по японскому – мышь. Но ведь 2008 год по лунному календарю начинается с 7-го февраля (это зависит от фаз луны)! Так при чем тут наше 31-е декабря?
Знаете, я точно помню, когда в СССР возник этот обычай – не так давно, в 70-е годы, самые скучные, самые, как принято говорить, застойные. И Церкви закрыты. И Православие почти под запретом. А людям хотелось какого-то покровительства свыше. Знака Нового года. Тогда-то у нас и появились все эти животные. Сейчас создана целая индустрия по производству сувениров и пр. Стоит ли в этом участвовать?
…Среди боя курантов, звона бокалов, сияющих елочных украшений не забудем мысленно сказать: слава Тебе, Господи, что прожит еще один год, и перед лицем Его дать обещание Ему и себе на год Новый. Каждый - свое. Вот и знак Нового года. Настоящий.
А 7 января – Рождество Христово. Среди экзаменов, волнений зимней сессии пусть православные студенты не забудут прийти в храм. Там к празднику тоже наряжается елка. Там украшенный вертеп: ясли с Богомладенцем Христом, а рядом с Ним – теленок, овечки. И свечи горят.
С праздником!
Татьяна Артемьева,
прихожанка прихода храма
преподобного Сергия Радонежского.
«Политехник», газета Липецкого Государственного технического университета. — 2007 год. — № 14. — С. 6—7..