Проповедь мирского человека

И вновь перед нами заметки военного фельдшера Людмилы Васильевой. В свободное от работы время она бывает в больницах Липецка, ведет православные беседы с больными, детьми и взрослыми. Все это — по благословению отца Сергия Косых, настоятеля прихода храма преподобного Сергия Радонежского. Батюшка руководит комиссией Липецкой и Елецкой епархии по связям с медицинскими учреждениями. А заметки Людмилы Вячеславовны назвал проповедью мирского человека.

Православный врач

Вечером ко мне пришла соседка и попросила побыть с ней в ее квартире до приезда «скорой помощи».

С соседкой я посидела, и «скорая» прибыла вовремя, и все, слава Богу, закончилось благополучно. А мне хочется рассказать вам о замечательных профессиональных действиях доктора — настоящего православного врача.

…Услышав, как к подъезду подъехала машина, я поспешила заранее открыть дверь. На пороге немолодой, с пробивающейся на висках сединой врач. И такая добрая улыбка! Его внешность показалось мне знакомой. Точно, вспомнила: недавно он причащался нашей в церкви.

Проходя в комнату, доктор сказал:

— Ну, и кто тут труждающийся и обремененный?

Так, словами из Евангелия, он обратился к больной. Попросил меня проводить за тем, чтобы помыть руки. Взгляд его скользнул по углам кухни. Да уж, подумалось мне, этот врач не паутину здесь высматривает, а иконки, которых, к сожалению, не было. Вернувшись в комнату, он занялся больной. А я съежилась — в книжном шкафу-то у хозяйки сплошь бульварные романы. Нет, не увидел наш доктор среди этих книг ни Евангелия, ни Молитвослова, ни жития святых, ни хотя бы хорошей, настоящей светской литературы. И я поняла, что у врача уже сложилась картина о полной невоцерковленности его пациентки, в доказательство чему было и отсутствие нательного православного крестика.

Во время осмотра Зинаида Павловна жалуется:

— И к кому я, доктор, только не обращалась: и к врачам, и к бабкам, и к экстрасенсам! Лучше мне не стало, а всё хуже становится.

Врач с доброй улыбкой спрашивает:

— А к главврачу не пробовали обращаться?

— Ну, что вы, доктор, как можно?!

— Можно, можно, даже нужно. Знаете, как написано в Каноне о болящих? «Господи, Боже Вседержителю, врачу душ и телес наших...» Вот Он и есть — главный врач. Вы же, Зинаида Павловна, русская, православная.

Спрашивает дальше:

— Не говорили со своим доктором по поводу диеты, ведь она по вашему заболеванию необходима?

— Говорили, да удержаться не могу.

— Но ведь и ученые уже давно доказали важность поста. Начните хотя бы по средам и пятницам.

— Да, доктор. Моя бабушка была строгой постницей, прожила девяносто лет. Нитку вдевала в иголку без очков и в больнице ни разу не лежала. А я-то редко в церковь хожу. Всё заботы…

— Итак, Зинаида Павловна, лечение, назначенное вашим врачом, принимайте дисциплинированно, а я вам сейчас сделаю два укольчика, которые обязательно помогут минут через 15—20. Но вот душе вашей помочь не в силах — это дело Бога и Церкви. Ведь болезнь — это не стихийное бедствие, а следствие греха, в котором мы иногда видим прямую связь; рак горла — у курильщиков, цирроз печени — у больных алкоголизмом. У наркоманов рождаются дети с серьезными нарушениями и так далее. В нашем дворе у одного мальчика, который безжалостно душил кошек, кисти рук покрылись страшными пузырями.

Каждый грех, особенно глубоко укоренившийся в душе, обязательно отразится и на здоровье, поэтому, Зинаида Павловна, не игнорируйте помощь Божью и церковные Таинства Исповеди, Причастия и Соборования. Да в оба глядите — к сектантам не попадите!

— Нy, вот, я вас покидаю, — закрыл врач свой чемоданчик. — Выздоравливайте. И помните: святой Амвросий Оптинский говорил, что если будешь к службе церковной ходить, то трезвеннее станешь, а в обратном случае Господь болезнью накажет. Вот раньше-то сколько храмов на Руси было! И каждая семья в церковь ходила. А сейчас... — доктор вздохнул.

Он вышел, сбежал по ступенькам. Хлопнула дверца «скорой». Мне вспомнились слова Гиппократа том, что если после беседы с врачом больному не стало лучше, то у больного был не врач.

А Зинаида Павловна даже просветлела!

Закваска для лепешки…

Перед Покровом Пресвятой Богородицы я убирала опавшую листву на могиле бабушки. Походит пожилая женщина и говорит:

— Дочка, да что ж ты делаешь! До Покрова листву не собирают — покойник замерзнет.

…Сколько же у нас таких суеверных сочинений! Вот теперь слышу: передают от человека к человеку какую-то закваску для лепешки, якобы из какого-то монастыря, и тот, к кому она попала, должен передать ее дальше, иначе с ним случится несчастье.

Вот уж невежество! Как тут не вспомнить «письма счастья», которые ходили в советское время из рук в руки! И ведь пугались люди, некоторые усердно переписывали эти глупые письма и рассылали. Но вспомним: на первых страницах Библии змей протягивает Еве яблоко. Искушение! Грех!

Господь сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет в жизни» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 12).

Естественно желание человека предохранить себя от злой видимой и невидимой силы. Но чтобы иметь защиту от нападающих на нас этих темных, сатанинских сил (с той же лепешкой…), надо быть человеком верующим, православным, искренне и бескорыстно добрым. И не вносить отсебятину в церковную среду, а обращаться к священнику — кто как не он даст точный ответ и совет!

А то вот некоторые, чтобы оборониться от темных сил, используют иголки, булавки, ножи, талисманы и пр. Все это не столь даже наивно, сколь стыдно и грешно перед Богом.

Так спросим себя: верую или не верую во всемогущество, премудрость и благость Господа? Бывает ведь, человек склонен думать, что перебежавшая дорогу черная кошка может повлиять на волю самого Спасителя…

По крутому склону

Псково-Печерский монастырь расположен между двух возвышенностей. Когда я проходила там послушание, то однажды из окна трапезной обратила внимание: на крутом склоне растут травы, кустарники и деревья — от маленьких до высоких, могучих дубов. И подумалось: вот символ восхождения человечества к небесному, горнему миру. Трава — это православные люди, старающиеся жить по заповедям Божиим. Кустарник — это те из мирян, кто угодил Богу строгим постом, молитвой, добрыми делами. Маленькие деревья — это монахи, подвизающиеся в аскетической жизни. Высокие же деревья — это люди святой жизни и мученики, а могучие, вековые дубы — это все наши святые, просившие в церковной истории: Сергий Радонежский, Серафим Саровский… А крутой склон символизирует крестный путь каждого из них. По крутому склону призван человек восходить в горнее царство по мере данных ему Богом евангельских «талантов»: от маленькой зеленой травы до могучих деревьев.


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2008. — № 18. — С. 9..