Проповедь мирского человека
И вновь в редакцию «Доброго вечера» пришла со своими записками Людмила Васильева. Она — военный фельдшер, служит в Липецком авиацентре.
Проповедью мирского человека назвал записки Людмилы Васильевой секретарь епархиальной комиссии по связям с медицинскими учреждениями, настоятель прихода храма Преподобного Сергия Радонежского иерей Сергий Косых, по благословению которого она посещает больницы Липецка и беседует там с больными — с детьми и взрослыми.
«Боюсь идти на исповедь...»
Одна девочка сказала мне:
— Я боюсь идти на исповедь. Очень стесняюсь батюшку.
— Что ты стесняешься, это хорошо, — сказала я. — Но когда у тебя болит зуб, разве ты не идешь к стоматологу? А врач скажет: «Ну как же ты, Даша, замуж-то будешь выходить с такими зубами? Не стыдно? Давай-ка их лечить и больше не запускать». В этих словах врача нет и намека на осуждение, в них — только забота.
Мы знаем: запущенная болезнь лечится порой не один месяц, и даже не один год. Так и духовные недуги врачуются церковными таинствами исповеди, причастия, соборования. Так человек достигает чистоты сердца.
Грех есть нарушение воли Божьей, вирус, который поражает нашу духовно-нравственную природу. Человек, не видящий своих грехов, страдает полной слепотой духовного разума.
Как это ни покажется странным, но по мере приближения к Богу, человек ощущает себя более грешным, чем на первой исповеди. Но ведь и в темной комнате ничего не видно, а при свете мы найдем даже иголку. По мере приближения своего воцерковления через молитву, пост, милосердие при Евангельском свете человек видит все погрешности своих помыслов и дел.
Игнорируя Закон Божий, мы исполняем волю лукавого: Ешь, пей, веселись! А после пожинаем плоды кичливого разума: смерть, болезнь, слезы.
Грех является высокой преградой и в достижении земного человеческого счастья. Если человек сребролюбив, он до конца жизни будет озабочен прибылью, вечно недоволен, ибо только благодарное Богу сердце ни в чем лишнем не нуждается. Если человек завистлив, то благополучие окружающих будет терзать его душу.
Алкоголизм, блуд, чревоугодие, наркомания —всякий грех ведет за собой нарушение целостности организма и личности. Через эту-то трещинку происходит утечка духовных и физических сил.
Ах, как редко мы поднимаем глаза к небу! Ах, как редко мы плачем с плачущими и радуемся с радующимися! Ах, как редко мы бываем искренни друг с другом! Ах, как редко мы живем с горячим сердцем!
Господь нам оставил абсолютно все, что нужно для спасения души.
Грех — сам себе наказание, подобно как Добродетель — сама себе награда.
Цветы и жемчужины
Наше слово может стать «скорой помощью» больному, живым огоньком в потерявшем надежду сердце. Доброе слово — дождик на иссохшую почву души.
В одной русской народной сказке у девицы, которая говорила злые слова, изо рта выползали змеи. А у доброй девушки, говорившей добрые слова, с уст падали цветы и жемчужины.
Уже с первых слов Священного Писания Господь показал нам Божественную силу слова И сказал Господь: Да будет свет. И стал свет.
Великим даром слова обладает человек. Но насколько утрачено значение слова! Нам скоро самим понадобится переводчик с новорусского языка на подлинно русский. Недавно услышала в автобусе диалог молодых людей:
— Ты ей на стрелке скинь, что если она будет парить тебя с этим шнягой, то ты не лох.
Обратите внимание: это еще «культурная» речь — ни слова матом!
Слово несет не только информацию, но и энергию. По слову Божьему мироточат и кровоточат иконы. В Греции, на острове Кефалония, в день Успения Божьей Матери, без воды и солнца распускаются засохшие лилии, принесенные еще весной, на праздник Благовещения. Святые из Ветхозаветной истории словом разделяли море и останавливали солнце.
Однажды, после разлуки с дорогим мне человеком, подаренную им розу я не выбрасывала месяца три. И в один чудесный день роза дала зеленый росток! Не спешите говорить о случайностях или объяснять это законами ботаники. Ведь у Иосифа, обручника Марии зацвел же посох!
Особо видно значение слова в медицинской деонтологии [*Медицинская деонтология — учение о юридических, профессиональных и нравственных обязанностях и правилах медицинского работника по отношению к больному.].
Был случай. По смене передали больных медсестре, заступившей на дежурство. Состояние одного человека крайне тяжелое: обширный инфаркт миокарда с отеком легких.
И вот новая медсестра заходит в палату и видит не «синего» больного, а бреющегося мужчину, при этом напевающего какую-то песенку. В крайнем изумлении медсестра воскликнула
— Да что же вы встали!!! Да вы же умрете!!!
Через полчаса больного не стало.
А другая медсестра так разговаривает с больным:
— Не волнуйся, голубчик, тебя будет оперировать сам Иван Иванович! Поможет Господь.
Сколько доброты и уверенности она вложила в больного! Ее слова создали тот дополнительный внутренний резерв надежды, который помог хорошо перенести операцию.
200 рублей для погибели души
На улице по мобильному телефону звонит женщина:
— Обязательно поезжай в Троекурово. Проверено — бабка сильная, 200 рублей сеанс. Я точно говорю: у тебя сглаз, вот и врачи ничем помочь не могут.
И ни одного слова о том, что в Троекурово покоятся мощи святого затворника Илариона, который большую часть жизни провел в пещерах и лесах, по три недели не вкушал пищи. За аскетические подвиги Господь наградил его даром прозорливости и хождения по водам.
Не безумие ли — обращаться к бабке и проигнорировать помощь великого святого? Какие же труды несет эта «целительница», что превзошла своим авторитетом святого отшельника?
И ведь найдутся 200 рублей для вернейшей погибели души! Зато чрезвычайно скуден бывает наш карман для помощи церкви или бедным.
Если Господь посылает скорбь, то этой самой скорбью зовет нас на покаяние, чтобы мы обратили внимание на то, как мы живем!
Мы же уходим к чужой бабке, наивно предполагая, что мы ей дороже и все наши беды за 200 рублей ей ближе к сердцу.
Господь посредством болезни вскрывает духовное нагноение, которое должно лечиться как медицинскими средствами так и, бесспорно, церковными таинствами: исповедью, причащением, соборованием. Тот, кто обращается к экстрасенсам всякого рода, тот позволяет невежественному человеку грязными ручищами ковыряться в ране. Никакой помощи, кроме заражения всего организма вы не получите!!!
И еще: раннее улучшение после действий такой бабки — уловка сатаны. Покаяние придет, но оно окажется запоздалым.
Что поможет преодолеть трудности?
Сильному ветру тяжело сломать дуб за силу, а иву — за смирение. Смирение — это всегда солома для упавшего.
Людмила Васильева
Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2007. — № 34. — С. 8..