Проповедь мирского человека


В «Проповеди мирского человека», — размышляет автор — военный фельдшер Людмила Васильева, — опыт собственной жизни и беспокойство за близких и далеких людей.

«Не осуждаю я, — говорит она, — а стараюсь предостеречь от того, что поняла сама, пусть и не сразу.

Сегодня заметки Людмилы Васильевой — о болезни и врачевании души и тела.

Паломники и экскурсанты

Священник пришел домой к девяностолетней бабушке — совершить Таинство соборования. Таинство соборования по времени занимает не менее 40 минут. Учитывая глубокий возраст и слабое здоровье бабушки, священник предложил ей присесть, но она все-таки отказалась и стояла, опираясь на костыль.

Тогда священник поставил рядом с бабушкой стул, чтобы, если уж совсем ей станет невмоготу, она могла присесть. А вместе с ней решила соборо¬ваться ее дочь, женщина лет 60-ти. И вот, спустя минут 15, батюшка видит, что бабушка продолжает стоять, а дочь уже сидит на том самом стуле.

Нет-нет. Не с осуждением это я рассказываю. Но вывод-то: человек, переживший войну, разруху, голод, оказался духовно да и физически гораздо крепче своей дочери.

Посетив музей на Куликовом поле, я узнала от экскурсовода, что доспехи воинов весили 38 килограммов, а меч — 1,5—2 кг.

Да если на сегодняшнего парня всё это надеть и дать ему в руки меч древнерусского воина, то, пожалуй, нужна дополнительная помощь, чтобы посадить его на коня. Какой была бы тогда Куликовская битва?..

Цивилизация. Уже не ходят люди в Киев молиться, очень редко совершаются настоящие пешие паломничества по святым местам. Мне до сих пор странно слышать в автобусе от экскурсовода:

— Итак, мы начинаем наше паломничество…

Ручной труд давно механизирован, умственный — компьютеризирован.

Нет-нет, опять же, я не гово¬рю о том, что нужно пользоваться орудиями первобытного века. Просто когда по святым местам, да с комфортом, да с последующим шашлыком в ближайшем лесу — во всем этом нет Бога.

экскурсанты мы или паломники в сегодняшней жизни?..


Болезнь — это будильник

Представим себе, что на земле у отпавших от Бoгa людей нет скорбей, болезней, огорчений.

Но как же тогда человек научится любить, сострадать и сопереживать боли другого человека? Совершенно невозможно теоретически объяснить маленькому ребенку, что такое холодная и горячая вода. Только на собственном опыте он может это понять. Так и человек, не испытавший боли, не в состоянии в полной мере посочувствовать чужой беде. Беды, случающиеся с другими, служат реанимационными толчками нашим ожесточившимся сердцам. Смысл посылаемых Богом скорбей — в том числе и в этом.

Все мы желаем справедливости в обществе — со стороны государственных деятелей и простых людей. Но разве несправедливо, если мы несем заслуженное от Бога наказание в виде болезней за свои многочисленные грехи и нерадение в подготовке себя к вечности?

Моя знакомая как-то воскликнула:

— И почему Господь такой немилосердный? Как же мне жалко деточек, которых насилуют и убивают! Руки бы у этих нелюдей отсохли!..

Да если бы Бог судил нашим, человеческим судом, то у этой моей знакомой должны бы отсохнуть руки восемь раз за сделанные ей восемь абортов. Аборт — это убийство.

Но Господь благ без числа и меры. Так уж случилось с человеком после его грехопадения, что он вспоминает Бога и переоценивает свою жизнь только если наступают для него печальные обстоятельства.

В житейском хаосе мы напрочь перепутали, что за чем следует. На первое место выдвигаем материальный достаток, на второе — дешевое спокойствие у телевизора. И только когда приходит беда, нам кажется, что всё переворачивается вверх дном. На самом же деле выстраивается правильная пирамида, основанием которой служит Бог и Церковь, любовь, понимание, участие, благополучие близких. Сам Господь говорил: «…Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 29—30). Поясню, что церковнославянское слово «иго» означает «ярмо», «ноша».

Болезнь — самая короткая дорога к Богу. Это своего рода мостик над преисподней. Но этот мостик служит переправой только тому, кто хоть в малой степени может заглянуть внутрь себя и увидеть тьму непроглядную от нелюбви к ближнему, от бесконечного осуждения, зависти, гордыни, блуда и пьянства, отравы себя никотином, наркотиками.

Болезнь — это будильник, который повторяет: «Проснись, проснись! Ты же не вечен. Есть Бог и есть вечность, есть Страшный суд. Что ты положишь, человек, перед Богом, распятым на кресте ради тебя? Сундук, набитый барахлом и хламом? Диплом о высшем образовании и полное невежество в Законе Божьем? Израненную совесть и никчемно прожитую жизнь?»


Православная медицина

В моем родном городе Данкове поблизости от Тихвинского собора находится медицинское училище. В этом мне видится Божий промысел, показывающий единство общих задач Церкви и медицины. В своем Первом послании к коринфянам апостол Павел говорил: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог; ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

Чем больше людей ходит в церковь, тем меньше будет работы у медиков. Амвросий Оптинский говорил обратившейся к нему женщине: «К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь». Конечно, это не значит, что воцерковленные люди не болеют, но тот, кто понимает свою вину перед Богом и переносит болезнь с терпением, тот идет путем спасения своей души. Тот же, кто заботится о врачевании своего тела без покаяния перед Богом, похож на слабовидящего человека, плутающего по бездорожью в густом тумане.

Если спросить студента медицинского колледжа, института, отчего зависит продолжительность жизни человека, он назовет такие факторы как наследственность, экология, бережное отношение к своему здоровью и так далее. Но немногие вспомнят заповедь Бога: чти отца своего и мать свою и долголетен будешь на земле и благо тебе будет.

Сейчас, когда атеизм не является у нас государственной идеологией, стали возможны взаимоотношения медика и священника. У нас в Липецкой области создано Общество православных врачей, которое возглавляет Михаил Иванович Коростин, главный врач Областного наркологического диспансера, главный нарколог области. Во многих больницах есть молитвенные комнаты, батюшки окормляют медицинские учреждения.


И подкова на цепочке…

Пока врач что-то записывала в историю болезни, я читала лежавший у нее на столе астрологический прогноз. Судя по всему, мне обещана на неделе… крупная финансовая сделка. Читала я и удивлялась. Неведомо этой женщине, что только Всемогущий Творец, а также и человек, обладая по образу и подобию Божьему свободной волей, может влиять на жизнь.

Врача смело можно назвать священником нашей телесной «храмины», потому что с Божьей помощью он обязан предотвращать преждевременное ее разрушение, а также избавлять нас от каких-либо патологических изменений, или хотя бы сдерживать их.

У моего лечащего врача украшение такое — подкова на цепочке. Но мне легче было бы вверить себя такому доктору, который надеется не на рога и копыта, а на спасительную силу креста.

Конечно, нельзя тащить больного к священнику на аркане. Невольник – не богомольник, но чуткое сердце православного врача непременно должно найти для каждого слова надежды, веры и соучастия. И если в кабинет доктора зайдет больной, далекий от веры, то пусть православный календарь и иконы напомнят ему о Боге.

***

Праведники говорят, что нет святее языка, который в скорбях благодарит Бога. Да, начало положить этим словам нелегко, но чем чаще мы будем благодарить Бога за скорбь и за радость, тем самым приучим свое сердце биться в унисон Заповедям Божьим и обязательно перейдем по мостику скорбей в Небесное Царствие любви, света и добра.


Людмила Васильева


Добрый вечер! / Приложение к «Липецкой газете». — 2008. — № 26. — С. 9..